Рейтинг@Mail.ru


Что нужно помнить при воспитании щенка
Рейтинг пользователей: / 17
ХудшийЛучший 

Живя в семье человека, собака остается собакой и воспринимает семью как «стаю». Это значит, что вожак «стаи» — абсолютный авторитет, слово которого — закон, а все остальные члены стаи занимают подчиненное положение.

 Однако между высшей ступенью (вожак) и низшей есть и промежуточные ранги. Вырастая, собака занимает в доме определенное иерархическое положение. Если оно высшее, то она как лидер диктует свои условия остальным членам семьи. Такое положение не является оптимальным для собаки, которая больше «любит» подчиняться, чем руководить. Поэтому для нормальной жизни с собакой необходимо стать лидером по отношению к ней. Это и есть первая ступень домашней дрессировки.

Вы приносите домой щенка. Какое послушание вам хотелось бы воспитать в нем сначала? Как правило, это приучение к месту или к туалету. Очень важно не сделать ошибку с самого начала. Иначе потом собака будет дрессировать вас (причем весьма успешно), а не вы — собаку. Например, после того, как щенок освоился в доме, вы определили ему место и хотите, чтобы он оставался на месте, а не отправлялся спать в вашу кровать. Щенок не хочет там быть, потому что в кровати теплее и мягче. Он скулит, лает, — в общем, просит. Если вы не выдерживаете и удовлетворяете его требования, происходит закрепление навыка у щенка — он добился своего. Таких примеров можно привести много. Как вы думаете, кто в этой ситуации кого дрессирует? Помните, что любовь собаки основана на уважении и она не будет уважать и любить того, кем сама может управлять.

Существует другая крайность. Некоторые владельцы не просто становятся лидерами для своей собаки, а самоутверждаются за ее счет, излишне подавляя собачью индивидуальность. Это очень плохо: собака теряет способность принимать собственные решения и превращается в жалкое, забитое существо. Такая собака не способна самостоятельно работать. Поэтому в воспитании собаки очень важно остановиться на «золотой середине».

Обучение щенка начинается с самого раннего возраста. Сначала закрепляются простые навыки — привыкание к кличке, режиму кормления и прогулкам, и т. д. Навык — это определенная последовательность действий собаки, позволяющая ей с высокой вероятностью достигать частичного или полного удовлетворения потребности. Например, если щенок реагирует на кличку, он получает кусочек пищи. Поэтому обучать собаку лучше на пустой желудок. Так проще объяснить собаке, что для получения пищи нужно «работать». Вообще, воспитание щенка можно условно разделить на три фазы:

1. Происходит до отлучения от матери. Щенок находит свое место в собачьей семье, среди братьев и сестер. Он должен научиться играть, нападать и защищаться, добывать корм. Собака-мать обучает этим основным навыкам. Она также довольно резко определяет, что «нельзя». Поскольку в этом возрасте мать является непререкаемым авторитетом, «нельзя» запоминается очень быстро и надолго. Вы должны стать для своего щенка таким же авторитетом. Поэтому щенка, выросшего без матери, воспитать гораздо сложнее.

2. Когда щенок попадает в свой новый дом (обычно в возрасте 8—12 недель), начинается вторая фаза. Щенок должен научиться законам жизни рядом с человеком: не скулить ночью, привыкнуть к туалету в определенном месте, не воровать пищу со стола хозяина, не грызть мебель и т. д.

3. Третья фаза воспитания очень близка к собственно дрессировке. Когда щенок немного подрос и привык к хозяину, его обучают основным командам: «Фу!», «Ко мне!», «Рядом!» и другим.

Как же на практике научить щенка необходимым навыкам? Прежде всего, надо внимательно понаблюдать за собакой. У собаки чрезвычайно развита способность к самообучению. То, что часто воспринимается владельцем как разумное действие, на самом деле не что иное, как самообучение. Например, одна сука породы бассет умеет просить еду, стуча лапой по миске для еды, и просить воду, стуча по миске для воды. Кажется, что это осмысленные действия. На самом деле эта собака выдрессировала хозяина. Однажды она стала облизывать пустую поилку, которая, загремев по полу, привлекла внимание хозяина, который налил ей воды. Усвоив этот факт (действие — положительное подкрепление), собака в следующий раз стучала миской громче и настойчивее и быстрее получила желаемое.

Важно поощрять щенка каждый раз, когда он произвел желаемое действие, чтобы закрепить рефлекс. Технику всякой дрессировки можно свести к трем основным этапам:

1. Собаку разными способами заставляют сделать нужное движение.

2. Делают так, чтобы это движение доставляло собаке удовольствие.

3. Одновременно дают нужный сигнал.

Если это удается проделать несколько раз в одной и той же форме, то у собаки вырабатывается соответствующий рефлекс.

Как и в любом другом начинании, важно установить для себя цель воспитания собаки. В первую очередь определите, какими качествами и какими привычками должна обладать ваша собака. Какие желательные привычки имеются или начинают организовываться у данной собаки и какими нежелательными особенностями характера она обладает. Что будет являться поощрением для вашей собаки — лакомство, ласка или что-то другое? Ведь далеко не каждую собаку можно выучить работать «за кусок». Для успешной дрессировки собаку нужно заинтересовать в выполнении упражнений и поддерживать постоянную заинтересованность в работе. Помните об этом, и успех вам обеспечен.

Вот еще некоторые особенности щенков, которые отличают их поведение от взрослой собаки. Необходимо помнить, что у щенков нет длительных очагов возбуждения, т. е. того, что мы называем вниманием. В этом возрасте щенок, как и ребенок, ищет все новые и новые впечатления, его внимание не останавливается долго на одном предмете или действии. Вот почему воспитатель должен постоянно предлагать новые впечатления, чтобы поддержать постоянную заинтересованность. Щенок будет выполнять те или иные команды только тогда, когда ему это интересно.

Почему у щенка нет стойких очагов возбуждения? Потому, что большинство встречающихся ему, окружающих его раздражителей являются для него новыми, т. е. вызывают ориентировочную реакцию, которая тормозит образование условного рефлекса. Для щенков не следует брать в качестве условных сигналов сильные раздражители.

Чем сильнее условные раздражители, тем активнее и длительнее будет проявление ориентировочного рефлекса, тем большее количество сочетаний необходимо для образований связи раздражителя с подкреплением. Сильным раздражителем можно просто испугать щенка.

Лучшим возбудителем заинтересованности является увлекательная игра. Конечно, дрессировка не ограничивается одним лишь принципом игры. Со временем в голосе воспитателя будут звучать нотки угрозы, окрепнут тона приказания, и выполнение станет обязательным, но вначале требуется увлекательная смена впечатлений, необходимая для поддержания постоянной заинтересованности, a следовательно, и естественного стремления к поощрению. Играя, щенок постигает апортировку, барьер, преследование убегающего и другие приемы, первоначальным раздражителем которых является инстинкт.

Растущий щенок, как и ребенок, не может быть предоставлен самому себе, ему нужны игрушки, принадлежащие лично ему. Если хозяин дает щенку апорт, мяч, тряпку и уделяет должное время его воспитанию, нежелательных явлений не последует, так как воспитание будет носить организованный характер: щенок, имея свои игрушки, не станет грызть мебель и другие вещи от ничегонеделания, от скуки и от физиологических потребностей, естественных при росте молодого организма.

Воспитание преследует цель постепенной подготовки организма молодой собаки к последующей дрессировке и работе. Подготовка организма ведется в двух направлениях: физическая подготовка и «психофизиологическое» воспитание.

Физическая подготовка развивает крепость костяку выносливость и способность к общей физической закалке организма.

«Психофизиологическое» воспитание заключается в развитии и укреплении полезных служебных качеств, в установке характера молодой собаки.