Рейтинг@Mail.ru


Интонации голоса
Рейтинг пользователей: / 28
ХудшийЛучший 

Значение интонации при дрессировке чрезвычайно велико, и это вполне понятно. Если человек не говорит на иностранном языке и попадает в общество иностранцев, мы можем заметить следующее: он не понимает их речи, но как-то особенно обостренно чувствует различные оттенки их интонаций. Нечто подобное происходит и у собаки.

 Добавим к этому, что собаки, обладая тонким слухом, различают 1/8 тона, тогда как человек свободно различает только 1/2 тона. Такая тонкость слуха дана собаке от природы.

Наибольший запас «сигналов» у человека получается благодаря речи (словесный сигнал). Отсутствие у собаки способности речи компенсируется хорошо развитыми органами чувств: она более четко и тонко различает разнообразие звуков, запахов и оттенков.

Интонация слагается из интенсивности и тембра звуков. Теория дрессировки различает, в общем, три основные интонации: ласка, приказание, угроза. Необходимо предостеречь: интонации ни в коем случае не должны иметь искусственных ноток, ибо собака немедленно почувствует в силу остроты слуха фальшь и станет недоверчиво относиться к дрессировщику.

Самое важное в применении интонаций — это прежде всего установление у собаки связи (условного рефлекса) удовольствия от реально получаемой ласки с самой интонацией ласки и, наоборот, — факта заставляющих действий неприятно-принудительного или запрещающего характера с интонациями угрозы. Важно также умелое комбинирование разных интонаций, в зависимости от поведения собаки: ласка при исполнении и угроза при невыполнении требуемого действия. Вовремя и в меру даваемые умелые переходы (контрасты) поощрительных и угрожающих интонаций являются основными моментами практической дрессировки.

Когда собака хорошо освоится с интонациями ласки и угрозы (поощрения, запрещения или принуждения), необходимо в проработку . каждого приема вводить при необходимости так называемые контрастные интонации. Например: собака, зная прием, неисполняет требуемого действия; сейчас же слышится оттенок угрозы. В повторном приказании угрожающие тона повышаются и звучат резче и внушительнее, как бы напоминая о грядущей неприятности (принуждении). Оборонительная реакция «зовет* к выполнению приема. Наконец прием выполняется. В таком случае собака должна немедленно услышать ласково-поощрительную интонацию, приятную для нее. Таким образом, контрастом (сменой) интонаций воспитывается у собаки связь получения неприятных ощущений, «заставляющих» тонов, в моменты неисполнения и получение приятных положительных раздражителей при исполнении требуемого действия.

Разные команды должны подаваться разным тоном, например, команда «Ко мне!» должна произноситься медленнее, протяжнее, чем короткое отрывистое «Сидеть!». Команду «Лежать!» лучше подавать низким и твердым голосом. Похожа на нее резкая отрывистая команда «Фу!», которая на собачьем языке означает: «Сейчас же прекрати то, что ты делаешь или собираешься делать, а то влетит!». «Фу!» выражает недовольство хозяина. «Место!» — почти такой же решительный приказ. Команде «Рядом!» щенка обучают, когда он уже привык ходить на поводке. Эта команда также должна подаваться тоном, предполагающим немедленное выполнение.

В разделе «Поведение» мы говорили о голосах собак. Вы быстрее объясните собаке, что вы от нее хотите, если используете «собачьи» интонации: низкий, глухой голос («рычание») — угроза, высокий — похвала, радость и так далее. Не путайте интонации! Не зовите собаку низким, злым голосом, даже если она провинилась. Всегда подзывайте собаку доброжелательно.