Рейтинг@Mail.ru


Поощрения, запрещения и принуждение
Рейтинг пользователей: / 24
ХудшийЛучший 

Чтобы показать собаке правильность выполненного ею приема, ее хвалят, произнося слово «хорошо» с поощряющей ласковой интонацией, играют с ней или гладят, дают лакомство. Говоря о лакомстве как мере поощрения, нужно сказать, что, помимо непосредственного его действия как пищевого раздражителя,

 манеры дрессировщика, его мимика и движения должны придать особую «ценность» даваемому кусочку. Если вы протянете собаке лакомство с выражением отвращения, собака будет крайне озадачена. Также и быстрая, как бы формальная передача собаке этого лакомства не создает должного эффекта и не поднимает в глазах собаки значимость этого лакомства.

Не нужно давать «большое» лакомство: пусть это будут кусочки мяса или сыра, сухари, кусочки сухого корма размером 1-2 см. Кусочки должны быть достаточно большими, чтобы собака ощутила их вкус, но не должны насыщать собаку. Дачей лакомства ни в коем случае нельзя злоупотреблять, давая его часто и бесцельно. Собака должна получать его лишь по выполнении требуемого действия.

В начале обучения лакомство дается часто, по исполнении каждого приема, каждого верного действия. Затем, постепенно, дача лакомства оттягивается, заменяясь лаской или устной похвалой («хорошо»). Наконец, дача лакомства в конце урока стимулирует четкое выполнение всех заданий, даваемых на занятиях.

Не стоит злоупотреблять и запрещениями, то есть командой «Фу!». Собака, которую все время одергивают, в конце концов лишится собственной инициативы.

Принуждение — это некое действие, которое заставляет собаку выполнить команду. В основу всех видов принуждения положено то, что за невыполнением следует неприятное ощущение. Следовательно, само по себе принуждение является раздражителем, вызывающим оборонительные реакции, и выполнение приема явится естественной разрядкой этой оборонительной реакции.

Само по себе принудительное действие при дрессировке играет две роли:

1. В одном случае оно является способом обучения, когда собака, не зная приема, при посредстве принудительного действия выполняет этот прием, например, посадка собаки надавливанием на крестец.

2. В другом случае принуждение является типичным способом воздействия, употребляемого тогда, когда собака «может, но не хочет» выполнить уже известный ей прием.

Когда необходимо применить принуждение как заставляющий фактор, уступок быть не может, иначе авторитет и сила воздействия дрессировщика будут потеряны. Нет сомнения, можно научить собаку тому или другому приему и без принуждения, улавливая, например, у собаки моменты ее естественной посадки (ведь умеет же она садиться, когда ей это нужно). Связав природные навыки с командой «Сидеть!», давая при этом лакомство как поощрение за посадку или вызывая саму посадку движениями руки, держащей лакомство, надо добиться от собаки исполнения команды. Через некоторое время прием без всякого принуждения будет усвоен. При таком способе обучения, конечно, нет твердой безотказности выполнения приема. В этом случае повышение интонации не воздействует на собаку, ибо она ранее никогда не знала реальных принудительных мер, связанных с повышенной интонацией, и желание дрессировщика не являлось для нее законом. В сущности, воспитать знание приема сравнительно легко, добиться же безотказности выполнения и четкости работы без принудительных мер сложнее.

Нельзя рассматривать принуждение как месть за плохое поведение собаки: принуждение — это не наказание, но оно должно быть связано для собаки с невыполнением требуемой команды.

Без умелого комбинирования ласки и угрозы легко можно сделать собаку нервной, задерганной и трусливой. Метод комбинированных сочетаний принуждения и поощрения достаточно проверен, он действует безошибочно.

Итак, при применении принуждения в дрессировке нужно учитывать, что сила принуждения должна соответствовать характеру, или типу нервных реакций, собаки. Принуждение целесообразно тогда, когда оно непосредственно связывается у собаки с ее определенным действием. Помимо этого, необходимо, чтобы была установлена связь между принуждением и соответствующей угрожающей интонацией. Так образуется условный рефлекс обязательного выполнения на определенную интонацию. Действие принуждения всегда должно быть связано с поощрением при исполнении требуемого действия.

И еще несколько слов о наказании. Во-первых, как уже говорилось, оно должно соответствовать проступку. Во-вторых, оно должно быть своевременным. Например, совершенно бессмысленно наказывать собаку за то, что она не подходит к вам по команде «Ко мне!». Чаще всего возникает такая ситуация: вы зовете собаку — она не подходит. Вы повторяете команду раз десять, и когда на двенадцатый раз собака все же подошла, вы, теряя терпение, ругаете и наказываете ее. И как вы думаете, в следующий раз собака подойдет к вам быстрее? Своевременность наказания — очень важный воспитательный момент.

Для наказания собаку можно бить — но это не значит, что ее нужно лупить, чем попало. Лучше всего использовать свернутую в трубку газету или специальный хлыст и не бить собаку рукой или палкой. Грозить хлыстом или газетой собаке не стоит: собака будет бояться жеста и съеживаться от страха каждый раз при виде поднятой руки. Используйте или угрожающую интонацию, или удар (только при необходимости!).