Рейтинг@Mail.ru


Техника дрессировки
Рейтинг пользователей: / 23
ХудшийЛучший 

В специальной литературе по собаководству обычно встречается более-менее полное описание отдельных приемов дрессировки. Но весьма важно также знать о взаимодействии приемов обучения. При подготовке собаки любой специальности все приемы обучения тесно взаимосвязаны.

 

Схематично охарактеризовать взаимоотношения приемов между собой можно на примере апортировки. Еще в начальный период воспитания щенка его необходимо заинтересовать апортом. Собака должна всегда и с удовольствием бросаться за брошенным апортом. Это поможет в последующей работе: если апорт бросить в кусты, заинтересованная собака начнет искать его. Таким образом, у собаки возникнет интерес к поиску. Если помощник попытается отнять лежащий около собаки апорт, собака будет охранять его лучше, чем другую вещь, так как ей ясна цель охраны. Если чужой человек унесет ее апорт, то цель поиска и принюхивания к следу ушедшего человека будет также четка и ясна для собаки.

Направление поиска собаки будет связываться с направлением руки, бросающей на глазах собаки апорт. Все установки охраны, поиска и прочих приемов будут прорабатываться легко, если собаке нравится приносить апорт.

Дрессировщик должен знать взаимоотношения приемов обучения между собой, учитывая, что один испорченный прием (как, например, апортировка) может оттянуть и исковеркать нормальное развитие целого ряда последующих сложных приемов (поиска, охраны и т. д.).

Основные приемы, или методы, обучения представлены в таблице.

 

 Краткая
характеристика
НедостаткиПри какой дрессировке лучше использовать
механическийподкрепление условного раздражителя физическим или болевым воздействиемсобака боится дрессировщика, выполняет команды по принуждению, без заинтересованностиприменяется при дрессировке караульных собак и при начальной дрессировке собак-флегматиков
вкусопоощри-тельныйоснован на пищевом раздражителе — собака выполняет команды, желая получить лакомствоне обеспечивает безотказности; собака может отказаться работать, если нет лакомства или если она сыталюбая дрессировка; особенно при обучении комнатных собак трюкам
контрастныйсочетание механического раздражителя и поощренияважно правильно сочетать оба приемаосновной метод дрессировки, подходит для обучения любым командам
подражатель-ныйв работе взрослых собак участвуют щенки, которые обучаются, наблюдая и участвуянекоторые собаки неспособны обучаться таким образомпастушья служба и некоторые виды охотничьей дрессировки; караульная служба

 

Для собак, которые проходят только общий курс дрессировки, сочетание приемов можно показать на примере команд «Сидеть!» и «Место!». Как только собака научилась сидеть по команде, можно обучить ее оставаться в этом положении командой «Место!». Когда ваша собака выполнила первую команду и сидит, протяните руку вниз перед мордой собаки. Произнесите команду «Место!» только один раз, подождите 2—3 секунды, потом похвалите собаку.

Что надо и что не надо

Итак, начиная дрессировку, необходимо:

— запастись терпением;

— разобраться в характере вашей собаки (ласковый, недоверчивый, злобный);

— определять цель каждого дрессировочного занятия;

— четко разграничивать на занятиях рабочее и свободное состояние собаки. Это касается и поведения самого дрессировщика: четкие движения, приказной тон команд на занятии и доброжелательная «беседа» и игра с собакой в перерыве;

— необходимо разнообразить занятия. Дрессировка в одно и то же время и на одном и том же месте может выработать у собаки такую условную связь, при которой она выполняет команды только в это время на этом месте.

Конечно, невозможно застраховать от всех ошибок, которые совершаются при дрессировке. Но можно их хотя бы обозначить. В таблице приведены сведения о том, что необходимо при воспитании собаки и что является лишним.

 

«Надо»«Не надо»
Настойчиво требуйте от собаки выполнения известных ей команд. Несколько отказов от выполнения — и собака забудет команду.
Поощрение в виде лакомства применяется только на начальном этапе дрессировки. Потом лакомство заменяют просто похвалой.
Обязательно приучите собаку не подбирать корм с земли и не брать ничего у чужих людей.
Отучите собаку от беспричинного лая.
Не переутомляйте молодую собаку. Не стоит каждый раз отрабатывать одну и ту же последовательность команд, иначе щенок, привыкнув, не сможет выполнять команды в другой последовательности (динамический стереотип).
Не кричите на собаку: она прекрасно вас слышит. В качестве наказания действеннее будет рывок поводка или шлепок.
Наказывайте собаку только в момент совершения действия.
Не позволяйте собаке убегать после наказания (это означает для собаки, что «правда на ее стороне»), заставьте ее подождать, пока вы сами ее не отпустите.
Никогда не обманывайте собаку. Собака очень хорошо чувствует неискренние интонации.